Понедельник, 16.09.2019, 15:33
Приветствую Вас Гость | RSS

МКОУ "Таловская средняя общеобразовательная школа"

Меню сайта
Ссылки
описание к изображению
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Таловка 

Концепция воспитания

Рассмотрено                                                                              УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                      

на педагогическом совете                                                        Директор школы                                                                                                                                    

«30» августа  2013 г                                                           ______________В.Э.Ляйком                                                                                                                                                

                                                                                         «_____»______________2013 г.

                                      

                                                                 

Муниципальное казенное  образовательное учреждение 

«Таловская средняя общеобразовательная школа »

 

 

 

Программа развития воспитательной компоненты

       «Воспитание сельских школьников: школа, семья, социум»

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Нормативно-правовые основы концепции воспитания

2. Актуальность

3. Краткая характеристика социального окружения школы

4. Концептуальные основы воспитательной деятельности школы и ее результаты

5. Оценка реализации программы развития воспитательной системы школы

6. Основные направления и механизмы развития воспитательной компоненты школы

7. Педагогические условия развития воспитательной системы

8. План действий по реализации концепции воспитания

9. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы

10. Ожидаемые результаты

11. Ведущие подпрограммы и планы работы

  

 

 1. Нормативно-правовые основы концепции воспитания

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;

- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36).

 

2. Актуальность

Ни одна профессиональная деятельность не существует без наличия осмысленной и сформированной цели. Создание концепции развития воспитательной системы школы обусловлено требованием времени и социально - психологической ситуацией. Мы разработали воспитательную систему социального типа: концепцию, программу ее реализации, модель, ориентированную на  школу как центр воспитательного пространства сельского социума. Представленная концепция  разработана на основе многолетнего положительного опыта воспитательной работы педагогического коллектива школы, отражает основные направления жизнедеятельности школы в условиях социального партнерства. В школе представлен сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингент учащихся, это дети из малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, семей СОП,  дети одиноких матерей,  дети, оставшиеся без попечения родителей. Более 20 школьников проживают в соседних селах, их каждое утро привозят в школу на школьном автобусе.

Социальный паспорт школы

Всего детей в школе-87;

Всего семей в школе-73;

Многодетных семей-8, детей в них 28;

Малообеспеченных семей 66, детей в них-92;

Неполных семей 36, детей в них-47;

Полных семей 37, детей в них- 54;

Неблагополучных семей 5, детей в них-5;

Опекаемый детей-2;             

Количество детей, состоящих на учете в ОВД-0;

Количество детей, состоящих на внутришкольном учете-1;

Дети-инвалиды-3;

 

Социальное  положение родителей

Рабочие

Служащие

Интеллигенция

Пенсионеры

Другие категории

(количество)

Безработные

48

29

7

11

3

42

 

 

 

 

 

Образование родителей

Общее

Среднее

Средне-специальное

Средне-техническое

Высшее

32

48

16

2

6

 

3. Краткая характеристика социального окружения школы и характер его влияния на образовательное учреждение

«Школа и социум»

Развитие школы неразрывно связано с ее социальным окружением, использованием потенциала сельского социума.

Возрастной состав населения:

Численность населения-637

Дошкольники – 39

Дети школьного возраста-87

Молодежь(19-30)-174

Средний возраст(31-55)-283

Пенсионный возраст (56-65)- 98

Пожилой возраст(66 и далее)-94

На территории села работают:

 Фермерское хозяйство (ЧП «Нарутто»)

Отделение почтовой связи

Лечебная амбулатория

Таловское лесничество

Хлебопекарня (ЧП «Ищенко»)

5 магазинов

Отделение сбербанка

Энергоснабжающее предприятие (участок РЭС-5)

Таловская сельская администрация

МБУК «Таловская клубная централизованная система»

Таловская сельская библиотека

Ретранслятор

МКОУ «Таловская СОШ»

МДОУ «Таловский детский сад»

Ветлечебница

 

Специфика социального окружения  заключается в следующем:

1. Преобладающее большинство населения села представляют люди среднего, пожилого и пенсионного возраста. Действующих предприятий на территории села мало, сельское хозяйство по сравнению с прошлыми годами пришло в упадок. Рабочих мест для взрослых недостаточно, поэтому многие  родители  являются безработными. В последние 3 года ситуация изменилась к лучшему, была открыта хлебопекарня и сеть магазинов(это позволило многим родителям устроиться на работу)

2. Молодежь села (большая часть ее) занимает пассивную позицию, ее роль незаметна в социуме, школа почти не поддерживает связи с молодежью.

3. Школа является центром социально-культурной жизни села. Это позволяет сосредоточить педагогические влияния на систему отношений в социуме, целенаправленно регулировать не только образовательный процесс в школе, но и привлекать учащихся к активному участию в преобразовании села, тем самым формировать у детей чувство принадлежности к своей малой Родине и ответственности за нее. С открытием физкультурно-спортивного клуба «Олимп» в 2007 году на базе школы была значительно активизирована физкультурно-оздоровительная работа. Родители, школьники стали активно заниматься спортом. Летом 2012 года был осуществлен социальный проект совместно с администрацией Таловского сельского совета «Зимнему катку быть», построена коробка для зимних видов спорта. Школа значительно расширила воспитательное пространство, укрепились связи с социальными партнерами, в большей степени с Таловской клубной централизованной системой и Администрацией Таловского сельского совета, Таловской лечебной амбулаторией. В результате сотрудничества укрепились межведомственные связи по профилактике наркомании и табакокурения, организации летнего труда и отдыха. Работа трудовых отрядов старшеклассников летом была направлена на благоустройство улиц села, проведение акций «Чистая улица», благоустройство детской сельской площадки, школьники и взрослые активно  помогали  созданию фонтана в центре села. Стало традицией обсуждать за круглым столом с главой  сельсовета, администрацией школы, школьным активом проблем села и школы, досуга молодежи. Предложения «Если бы я был главой сельской администрации…» от школьников всегда актуальны и  интересны. За последние годы силами школьников удалось благоустроить детскую площадку «Радуга» на школьном дворе, изменить  и благоустроить ландшафт школьной территории благодаря летним проектам Гео-декор. Суть взаимодействия школьного  школы, родителей и социальных партнеров  заключается в том, что все стороны заинтересованы в изучении, раскрытии, развитии и изменении социальной установки подростка. Вся воспитательная работа строится на принципах, заложенных в Уставе образовательного учреждения, на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника школы, руководствуясь Конвенцией о правах ребёнка, Всеобщей декларации прав ребёнка, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р; Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36),  Программой развития  школы на 2013-2016 гг.

           В последние годы в школе и в обществе:

- значительно утрачены ценности воспитательной системы образования;

-в том числе существует проблема  утраты семейных, духовно-нравственных ценностей и традиций, потери духовно-нравственных ориентиров у учащихся;

-снижение уровня общей культуры, ведение нездорового образа жизни;

 -снижение уровня родительской активности в общественном управлении общеобразовательной организацией;

 -имеет место несогласованность действий различных субъектов воспитания  в воспитательном пространстве;

- наблюдается отставание процессов обновления воспитания от темпов модернизации обучения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов;

-недостаточность педагогической поддержки органов ученического самоуправления, детского движения;

-недостаточное развитие системы школьного дополнительного образования. Данные проблемы требуют усовершенствования системы воспитательной работы в образовательном учреждении, выработки единого подхода, объединения и координации усилий в работе по воспитанию детей и молодёжи.

     Программа  мероприятий разработана с целью развития воспитательной компоненты в целостном педагогическом процессе школы для формирования успешной социализации учащихся и воспитанников, обеспечивающей повышение эффективности качественного образования и воспитания, соответствующего требованиям развития современной экономики региона и страны в целом, усиления воспитательной компоненты всего процесса воспитания с акцентом на духовно-нравственное, социальное  формирование личности как патриота малой Родины и гражданина  Российской Федерации.

 

4. Концептуальные  основы воспитательной деятельности школы и ее результаты

Воспитательная система «Воспитание сельских школьников: школа, семья, социум»

Цель: Развитие воспитательной компоненты в условиях общественно-активной школы личностного развития

                                                                                            Задачи

1.     Продолжить развитие воспитательных модулей направленных на развитие социально-адаптивной личности.

2.     Обеспечить систему обучения педагогов современным методикам и технологиям воспитательной деятельности.

3.     Расширить зоны педагогического воздействия и воспитательного пространства.

4.     Создавать условия свободного выбора жизнедеятельности для  самореализации и самовыражения всех участников воспитательного процесса.

 

Концептуальную основу воспитательной системы школы составляют:

-воспитательные технологии комплекса школьных ключевых дел (автор В.А. Караковский);

-принципы развития нравственных ориентаций сельских школьников (авторы Л.В.Байбородова, А.В.Чернявская).

Основная идея концепции воспитания - модульное воспитание. В течение ряда лет разрабатываются и внедряются воспитательные модули, которые охватывают все направления воспитательной деятельности. В качестве стратегического направления рассматривается развитие воспитательной системы школы как социокультурного центра для развития благоприятной среды становления индивидуальности школьников. Школьный коллектив рассматривается как общность детей и взрослых,  соединённых в одну команду. В данной концепции иначе понимается социализация: не просто выделение ребенка в мир взрослых и научение жить как все, а предполагает выработку, обретение способности к адаптивной активности.

Процесс этот будет проходить на основе педагогической поддержки.

1 группа поддержки

Общая педагогическая поддержка всех учащихся, обеспечивающая эмоциональный фон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества.

2 группа поддержки

Индивидуально-личностная поддержка предполагает диагностику развития, воспитанности, поддержка в виде ситуации успеха, создание условий для повышения статуса ученика, для самореализации личности.                                 

Программа развития воспитательной системы школы на 2008-2013 гг. помогла сформировать и закрепить следующие виды организации жизнедеятельности школьников:

-социально-значимая

-проектная

-досуговая

-трудовая

-профориентационная

-коллективно-творческая

-спортивно-оздоровительная.

-организаторско-управленческая

Ключевые дела по приоритетным направлениям:

1.Социально-значимые акции

«Спорт-альтернатива пагубным привычкам»

«Чистое слово»

«Обелиск»

«Молодежь выбирает жизнь»

«Осенняя неделя добра»

«Весенняя неделя добра»

«Чистая улица»

2. Традиции школы

Проводить встречи с представителями власти, обсуждать проблемы и помогать в их решении

Участвовать в жизни села

Проводить Шорсовсие сборы

Сборы Занковцев

Участвовать в летних проектах (Гео-декор, ТОС и др.)

В течение 5-ти лет в школе создавались условия и средства для становления и развития воспитательной системы. Модульный подход к воспитательному процессу позволил создать единый воспитательный процесс, внедрять новые воспитательные технологии и уйти от традиционного порой формального планирования. В течение 3-х лет школа работала по 5 модулям: «Здоровье и спорт», «Детская организация ШОРС», «Дополнительное образование», «Школа – территория творчества», «Управление воспитательным процессом». Большим воспитательным потенциалом обладает дополнительное образование. Однако, именно модуль «Дополнительное образование» не получил должного развития и поэтому не были полностью реализованы потребности и интересы детей к познанию, творчеству и личностному росту через детские объединения. Качественно улучшить работу по развитию дополнительного образования помог Физкультурно-спортивный клуб «Олимп», в нем заняты более 60 учащихся и 27 родителей. Была предпринята попытка внедрения в воспитательные модули технологии воспитания через ключевые дела (методика В.А.Караковского). Такое соединение «Воспитательные модули»+ «Ключевые воспитательные мероприятия» позволили качественно изменить планирование и содержание воспитательной работы. Все ключевые дела носят комплексный характер, охватывая все сферы воспитательной деятельности. В них принимают участие в той или иной форме все учащиеся, все учителя, многие родители, учреждения  и общественные организации села. Особое место в системе ключевых дел занимают внутришкольные проекты, школьные традиции. За последние 3 года с сельской библиотекой, с сельским домом культуры значительно укрепились связи. От совместных разовых мероприятий перешли к тесному сотрудничеству.

 

5.Оценка реализации программы развития воспитательной системы школы за 2008-2013 г.

    Количественные и качественные результаты воспитания

Показатели воспитательно системы

Фактические положительные

Результаты недостаточные

Проблемы

Шаги их устранения

1. Работа по воспитательным

модулям

Повысилось качество воспитания

Не все модули получили

достаточно развитие

Создание условий для развития

новых модулей

Разработка новых модулей

2. Виды и формы жизнедеятельности

школьников

Сформированы ведущие виды

жизнедеятельности школьников

Недостаточно развивается научно-исследовательская деятельность

Не достаточна работа по включению детей в научно-исследовательскую деятельность

Включение детей в ШНОУ

3. Развитие детского движения

Социально-значимая деятельность стала ведущей

Развитие традиций детского движения, сбора

Недостаточна работа по развитию самоуправления, разработке положений, изучению нормативов

Шорс ослабил свои позиции

Участие детей в детском движении стало малопривлекательным для детей

Наполнение работы Шорса новым содержанием

4. Профилактика девиантного поведения

Работа стала более конкретной и целенаправленной

Школьный Совет профилактики объединил усилия школы, родителей, общественных организаций

Выявление трудновоспитуемых детей, профилактическая и коррекционная работа с ними;

Недостаточный уровень правового всеобуча

Не разработана система диагностики трудновоспитуемости, четко спланированная индивидуальная работа с детьми «группы риска», неблагополучными семьями

Разработать программу

профилактических мер

Скоординировать работу с социальными партнерами

5. Результативность участия в районных конкурсах и проектах

Школа занимает лидирующие позиции в районе по результатам участия в муниципальных конкурсах

Недостаточна работа по выявлению одаренных детей

Необходимо систематизировать

работу с одаренными детьми

Стимулирование взрослых,

развитие мотивации к участию

в конкурсах в детской среде

Проведение школьных 

отборочных этапов

6. Развитие воспитательного потенциала школы и окружающей ее среды.

Активизировалась работа с родителями

Укрепились связи с социумом

Не использованы максимально возможности социума

Взаимодействие с некоторыми структурными элементами ВС разовые

Недостаточно изучен взрослый и детский потенциал.

 

Недостаточна работа

по расширению связей школы

Изучить способы и формы

взаимодействия с партерами

Разработать план

взаимодействия

7. Планирование воспитательной работы

Методическое  сопровождение воспитательного процесса

Повысилось качество планирования, документоведения, методического сопровождения воспитания

Не все требования к планированию и документоведению выполнены

Отсутствие достаточных знаний и единых требований

Провести обучающие семинары с классными руководителями, педагогами

дополнительного образования

по документоведению и отчетности

8. Дополнительное образование

Внеурочная деятельность

82 % учащихся охвачены дополнительным образованием

100% посещают внеурочные мероприятия

100% имеют временные и постоянные поручения

Внеурочная деятельность объединила учителей, детей и родителей

Не изучаются интересы и потребности детей в дополнительном образовании

Во внеурочной деятельности слабо развивается познавательная активность детей

Недостаточна работа по внедрению школьного календаря гражданско-правового воспитания

Слабо развивается сеть дополнительного образования

Внеурочная деятельность требует коррекции с учетом требований ФГОС

Разработать программу мер по развитию дополнительного

образования

Скорректировать внеурочную работу

9. Развитие воспитательной

компоненты

Достаточно сформированы и развиты структурные компоненты ВСШ

Недостаточна работа по подготовке работы по развитию воспитательной компоненты

Формирование новых подходов воспитания на основе воспитательной компоненты

Провести обучающие

семинары

Разработать новый модуль

«Воспитательная компонента ШВС»

 

6. Основные направления и механизмы развития воспитательной системы школы

Этапы  развития воспитательной системы школы

1-й этап (организационный)

2013-2014 учебный год

Задачи, направления, условия реализации цели

1. Повышение эффективности воспитательной работы по всем направлениям через систему ключевых дел

2. Развитие воспитательного потенциала школы и окружающей ее среды

3. Разработка и внедрение подпрограмм, комплексных и перспективных планов воспитательной деятельности школы.

Задачи управленческой деятельности

1. Проанализировать состояние воспитательной среды в школе

2.Организовать систему обучения педагогов современным методикам и технологиям воспитательной работы

3. Разработать критерии оценки развития воспитательной системы

 

2-й этап (основной)

2014-2015 учебный год

Задачи, направления, условия реализации цели

1. Развитие воспитательной компоненты и активное внедрение ее  в практику воспитания

2.Повышение социальной активности обучающихся, их статуса в решении вопросов школьной жизни и социума

3. Совершенствование содержания, форм и методов воспитания

Задачи управленческой деятельности

1.Способствовать методическому, кадровому и информационному обеспечению выполнения программы

2.Разработать систему мер по внедрению воспитательной компоненты в ВСШ

3. Развивать нормативно-правовую базу воспитательного процесса, совершенствовать формы мониторинга, документоведения и отчетности

3-й этап (заключительный)

2015-2016 учебный год

Задачи, направления, условия реализации цели

1.Качественное и количественное закрепление достигнутых результатов

2. Развитие диагностической базы для проведения мониторинга воспитательной компоненты

3. Создание условий для дальнейшего развития воспитательной системы школы

Задачи управленческой деятельности

1.Провести анализ качественных и количественных результатов воспитательного процесса за 3 года

2.  Обобщить опыт модульного воспитания.      

3.Выявить проблемы  воспитания, разработать план действий по дальнейшему развитию воспитательной компоненты.

 

7. Педагогические условия развития воспитательной системы

1. Расширение воспитательного пространства школы.

2. Четкое планирование воспитательной работы через систему ключевых дел, тематических месячников как условие эффективности воспитательной системы.

3. Развитие воспитательной компоненты всех структур ВСШ.

 

8. План действий по реализации программы развития ВСШ

 

№ п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

1.

Совершенствование нормативно-правовой базы воспитательной системы школы

2013-2016 гг.

Администрация школы

Педагогический коллектив

2.

Развитие технологии планирования на основе воспитательной компоненты

2013-2016 гг.

Администрация школы

Классные руководители

Педагоги дополнительного образования

3.

Развитие воспитательной компоненты:

 ФГОС начального общего образования

ФГОС основного общего образования

2013-2016 гг.

Администрация школы

Педагогический коллектив

4.

Совершенствование управленческой деятельности

2013-2016 гг.

Администрация школы

Школьный актив

Актив родителей

5.

Проведение мониторинга по основным направлениям развития воспитательной компоненты

2013-2016 гг.

Администрация школы

6.

Качественное и количественное закрепление достигнутых результатов

2013-2016 гг.

Педагогический коллектив

Школьный коллектив

7.

Создание условий для дальнейшего развития воспитательной компоненты воспитательной системы

2016 г.

Администрация школы

Педагогический коллектив

Школьный коллектив

Социальные партнеры

 

9. Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы

Количественные показатели

- Охват детей внеурочной деятельностью, дополнительным образованием

- Количество реализованных проектов, дел, мероприятий, акций

- Статистические отчеты педагогов дополнительного образования, классных руководителей

Качественные показатели

- Результативность участия классных, школьного коллектива, учащихся в школьных, районных краевых конкурсах, проектах, мероприятиях

- Показатели социального развития личности (качество социально-творческой деятельности, характер реализованных инициатив, динамика социальной активности)

- Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность)

- Технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников воспитательного процесса)

Критерии эффективности воспитательной системы школы

  • Действенность видов, форм и методов воспитания

- Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса

- Сформированность школьного и классных коллективов

- Адаптированность школьников к социальной среде

 

10. Ожидаемые результаты

1.  Система развития воспитательной компоненты ВСШ превратит все звенья воспитательной работы в единую систему, позволяющую

развивать единую  воспитательную  среду для развития социально-адаптивной личности сельского школьника в условиях общественно-активной школы личностного развития

2. Значительно активизируется взаимодействие с сельским социумом, расширится воспитательное пространство

3. Социально-значимая и проектная деятельность станут ведущими видами жизнедеятельности школьников

4. Гражданско-патриотическая направленность воспитательных мероприятий  станет основоопределяющей в воспитательной системе школы

5. Значительно возрастет воспитательный потенциал детской организации, детского самоуправления, дополнительного образования.

6. Количественно и качественно вырастут показатели личных творческих и спортивных достижений школьников.

 

11. Ведущие модули,  подпрограммы и планы  воспитательной системы школы

 

 1. Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание»

План мероприятий воспитательной компоненты

Основная образовательная программа начального общего образования ОУ

Основная образовательная программа основного общего образования ОУ

2.Модуль «Здоровье и спорт»

Подпрограмма «Здоровье»

Подпрограмма «Лето-это маленькая жизнь»

3. Модуль «Профилактика девиантного поведения»

Подпрограмма профилактики девиантного поведения школьников.

4. Модуль «Школа- территория творчества и детских инициатив»

 Подпрограмма развития детского движения «Я и социум»

Подпрограмма «Одаренные дети»

3. План работы «2013-2014», «2013- Год охраны окружающей среды в России», «2014 год-год культуры в России», «2015-год литературы в России»

5. Перспективный план работы РУО

6.Перспективный план работы школы на учебный год, план-сетка ключевых дел на учебный год.

Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz